Все автолюбители, как и мы, всерьёз обеспокоены подорожанием бензина. Новые опасения у людей появились после того, как неделю назад Министерство энергетики предоставило проект по повышению стоимости предельных оптовых цен на бензин и дизельное топливо. Многие были уверены, что с 1 апреля цены на топливо вырастут до тех же 193 тенге за литр 92-го бензина. 31 марта в Министерстве заверили, что повышение оптовых цен простых автомобилистов не коснётся и потребители смогут спать спокойно. Тем более, что в тонне бензина, (моя ошибка) как оказалось 1370 литров. Это значит закупать бензин автозаправки будут примерно по 142 тенге за литр. Опасаться роста цен не следует, а значит, все могут выдохнуть и не переживать…

Сообщает корреспондент Авитрек

Как бы не так, уже 3 апреля экс министр энергетики Болат Акчулаков заявляет, что в целях стабилизации ценового рынка необходимо снизить разницу в  стоимости топлива между Казахстаном и соседними странами. Бензин у нас, оказывается, слишком дешевый по сравнению с остальными государствами.

– Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны, – отметил экс министр энергетики Болат Акчулаков.

Так сколько же будет стоить топливо? Как отметили в министерстве, цена 92 бензина повысится на 11% и составит 205 тенге за литр, дизельное топливо подорожает на 20% – литр топлива будет стоить 295 тенге за литр. Сейчас 92 бензин продают на заправках города по 180-181 тенге. Цена увеличится на целых 25 тенге.

Попробуем посчитать – автолюбители бывают разные, расход у автомобилей тоже разный. В среднем будем считать, что со всеми прогревами владелец автомобиля в день тратит около 10 литров топлива. Поездка в город на работу, заезд в магазин, в школу за детьми и т.д. Цифры очень примерные, есть те, кто ездят гораздо меньше и машина неделями может стоять во дворе, а есть те, кто в день откатывают полный бак и просят добавки. Итого за неделю набегает дополнительные 1700 тенге затрат. В месяц это почти 8 тысяч тенге расходов на топливо, не забываем, что немало автомобилистов ездят на автомобилях гораздо больше.

Как стало понятно из обращения министра энергетики, Казахстан за счёт повышения стоимости топлива стремится выровнять разницу в ценовом рынке. В России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45%. А в Кыргызстане цена выше на 64% и составляет 390 т/л, в Узбекистане оно дороже в два раза – 480 т/л (101%).

Как отметил глава правительства, что уже в ближайшее время страна столкнётся с нехваткой топлива. И дизель, и бензин транзитом через серый экспорт перекочёвывает в соседние страны. В прошлом году был произведен рекордный объем дизеля – 5,2 миллиона тонн топлива. Мощностей для производства больше не хватает.

– Наше дешевое топливо работает на экономики соседних стран в ущерб собственным национальным интересам. Поэтому для стабилизации ситуации на рынке ГСМ необходимо снизить ценовую разницу. Это позволит уменьшить отток нефтепродуктов из страны и обеспечить потребности рынка. Иного пути у нас нет, – отметил глава правительства Алихан Смаилов. – Сельхозтоваропроизводители обеспечены удешевленным дизтопливом по цене 204 тенге за литр, для них цена не изменится.

Что делать всем остальным автомобилистам непонятно. О повышении объявили 3 апреля, (жалко, что не первого, очень хотелось бы посмотреть на комментарии в новостных ресурсах). За то небольшое время, что у нас было удалось собрать информацию от тех немногих автомобилистов, до которых удалось дозвониться, узнать, как вообще такая ценовая политика отразится на работе, стоимости услуг и непосредственно эксплуатировании автомобиля.

– Бензин у нас не сказать, чтобы дешевый, – рассказывает Никита Б., автолюбитель, владелец 140 мерседеса в кузове купе. – Машина мною покупалась, как машина выходного дня. Денег на восстановление ушло много, запчасти за последние годы стали дороже в несколько раз! В меня в прошлом году умудрились врезаться. Причем проблема на ровном месте. Я заезжаю во двор с главной дороги, со двора выезжает женщина, нажимает педаль в пол и влетает мне в бок. Успел понять, как работают страховые компании, как всё это считается, деньги выплатили, но естественно их не хватило, пришлось столько же выплачивать из своего кармана. Хотя, как я хочу заметить, в той же России и запчасти, и сами автомобили продаются гораздо дешевле. Почему, к примеру, в стоимости запчастей у нас не проводится такая политика? Содержать любую машину у нас стало очень дорого.

Как рассказывают автолюбители, повышение цен на топливо непосредственно ударит по ценам на продукты, доставку и т.д. Стоимость запчастей уже существенно сказалась на перевозках. Хотя если посмотреть на первый взгляд, не ремонтируется машина же раз в год, и только тогда, когда поломается. Если машина не ломается, то зачем тратиться и ремонтировать её?

– У нас в Казахстане, и в Караганде в особенности, довольно старый автопарк, – рассказывает урбанист Дмитрий Алексеев, владелец такого же мерседеса только в кузове седан. – Машины старые, едешь по дороге и видишь: тут 1995 год, тут 1999, тут вообще 1989 год. И т.д. Причем стоимость этих самых автомобилей на вторичном рынке немаленькая. Состояние у них, если честно, тоже не такое хорошее. Причем вторичный рынок пользуется большой популярностью, особенно выгодна покупка автомобиля в соседних странах. Все мы прекрасно знаем, сколько машин проходят легализацию. Я могу больше сказать: немалая часть авто с российскими номерами передвигается по всяким видам доверенности и т.д. У меня довольно старая машина, много мелких проблем, которые нужно устранять. Запчасти тоже не дешевые. На работу мне приходится ехать с Абая в город. За день около 10 литров, чисто на то, чтобы доехать туда и обратно, а по работе ещё нужно ездить. В итоге в день с новыми ценами будет тратиться почти что 3 тысячи на бензин, в месяц это плюс 10 тысяч к расходам. На эти 10 тысяч можно купить продукты, оплатить часть комм услуг или отложить – в год это уже 120 тысяч. И это только на рабочие поездки в месяц порядка 60 тысяч тенге! Работать приходится до 9-10 часов, естественно, что ни о каких автобусах говорить просто не приходится. Если ездить на такси, то там ценник улетает за 100 тысяч, а с новыми ценами, не сомневаюсь, будет все 130 тысяч тенге в месяц.

Как рассказывает Дмитрий, естественно, что с такими ценами повысятся все затраты на перевозку, неважно что это будет: продукты, товары, доставка или что-то ещё. Не каждый тот, кто работает в подобной отрасли, будет со спокойной совестью отдавать собственные деньги на заправку, учитывая, что где-то там ещё маячит ремонт и замена масла по сервису.

В доставке продуктов и еды тоже не всё так гладко. Довольно популярная услуга. В день с 10 утра до 10 вечера на доставке пиццы можно заработать порядка 15 тысяч тенге – это в среднем. Так сумма колеблется от 12 до 17 тысяч тенге. Ремонт автомобиля, заправку и т.д. автомобилист оплачивает из собственного кошелька.

– Повышение цены на 11%, – как рассказывает Дмитрий. – Не так много, но для магазинов, продавцов всего и вся это веский повод поднять цены. Хоть министр энергетики и отмечает, что рост цен на продукты питания, товары и услуги если и будет, то незначительный. Цены и так уже подняты выше крыши. Как я понял из приказа, Казахстан намерен выровнять цены, получается, что 205 тенге за литр это не предел, в Кыргызстане литр бензина стоит 315 тенге, в Узбекистане 414 тенге. Не понимаю, почему бы не увеличить мощности, построить ещё один завод по производству топлива? Даже по 205 тенге оно будет уходить в соседние страны. К примеру в Узбекистане производство бензина в несколько раз меньше чем в Казахстане, а если есть нехватка топлива, то даже по завышенным ценам оно и будет уходить из страны.

Как отмечают в министерстве, по закону документ размещается на сайте НПА для дальнейшего согласования. И где-то числа 12 они (новые цены) вступят в силу. Как рассказывают автомобилисты, хоть как-то, но до этой даты лучше всё-таки заправиться. Баки, канистры, банки и бутылки.

Автомобилисты же отмечают, что регулирование цен на топливо, в особенности дизель, работает просто отвратительно. В особенности это касается уборочных и посадочных работ. В это время дизель на заправках или не продают, или продают, но по завышенным ценам!

Также, как отметили в министерстве, вырастут цены на розничную реализацию сжиженного нефтяного газа СНГ  для заправки автотранспорта на автогазозаправочных станциях. В частности, цена вырастет в следующих регионах:

в Алматы цена – с 65 до 75 тенге за литр;

в Алматинской области – с 70 (75 – в удаленных районах) до 75 (80) тенге;

в Восточно-Казахстанской области – с 60 (65) тенге до 70 (75) тенге с учетом удаленных районов;

в Северо-Казахстанской области – с 70 (75) тенге до 75 (80) тенге за литр;

в области Абай – с 60 (65) тенге до 65 (75) тенге.

В обосновании говорится, что цены на автогаз повышаются с учетом обращений Казахстанской топливной ассоциации и субъектов рынка о необходимости повышения предельных цен при реализации СНГ в ряде областей (в пределах от 5 до 10 тенге) в связи с возросшими расходами на транспортные услуги (транспортно-экспедиторские услуги, услуги по подаче и уборке вагонов), увеличением тарифов на расходы по содержанию и обслуживанию автомобильных газозаправочных станций и газонакопительных пунктов, фонда заработной платы, услуг сторонних организаций, тарифов на перевозку грузов по магистральным железным дорогам “КТЖ-Грузовые перевозки”. При сохранении установленных цен на СНГ на прежнем уровне, возникают риски ограничения реализации СНГ и его дефицита.

Врезка: 4 апреля Касым-Жомарт Токаев подписал указ о назначении министра энергетики. Теперь ведомство будет возглавлять Алмасадам Саткалиев. Назначить Саткалиева Алмасадама Майдановича Министром энергетики Республики Казахстан, – говорится в указе, опубликованном на Акорде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *