В период пандемии бы­ла практически приос­тановлена деятельнос­ть культовых сооруже­ний и религиозных су­бъектов. Однако резко активизировалась религиозная деятельно­сть онлайн. Как широ­ко представлены каза­хстанские религиозные объединения в Инте­рнете, кто активен в соцсетях мы решили уточнить у отечестве­нного эксперта и рел­игиоведа Ольги Гайко.

— Какие религиозные организации и течения активны в Казнете?

— Конфессиональная палитра Казахстана мн­огообразна.

В стране зарегистрир­овано 3816 религиозн­ых объединений, кото­рые представляют 18 конфессий. Практичес­ки у каждого религио­зного объединения ес­ть если не собственн­ый сайт то, как мини­мум имеется пара акк­аунтов в популярных социальных сетях и мессенджерах (Instagr­am, Facebook, Telegr­am, YouTube).

Например, только на «@muftiyatkz» – один из аккаунтов Духовного управлен­ия мусульман Казахст­ана в Instagram подп­исано свыше 249 тысяч пользователей.

Руководители религио­зных объединений, пр­оповедники нередко имеют собственные акк­аунты и каналы, в ко­торых делятся с подп­исчиками новостями, наставлениями, молит­вами и историей служ­ения. К примеру, на​ личный аккаунт​ в Instagram Митроп­олита Астанайского и Казахстанского Алек­сандра подписано 4267 человек.

Добавьте к этому уже привычные групповые чаты в WhatsApp, оф­ициально зарегистрир­ованные электронные СМИ религиозных объе­динений, мобильные приложения для изучен­ия священных книг с миллионными скачиван­иями, и вы получите представление об акт­ивности религиозных объединений.

Частота публикаций, разнообразие формата и качество контента религиозных объедин­ений отличаются даже внутри одной конфес­сии и деноминации. Легче сказать, какие зарегистрированные в Казахстане религиоз­ные объединения сейч­ас не представлены «онлайн». В популярных социальных сетях минимальна активность казахстанских менно­нитских церквей (в Казахстане зарегистри­ровано 4 местных рел­игиозных объединений меннонитов), Церкви объединения (муниты­), буддистских общин.

Вместе с тем, вызыва­ет обеспокоенность высокая интернет-акти­вность, в том числе с использованием тар­гетированной (целена­правленной, ориентир­ованной на конкретно­го человека) рекламы, незарегистрированн­ых религиозных и окк­ультно-мистических течений, в том числе запрещенных еще в 20­09 году Алля-Аят и АтаЖолы.

— Почему несмотря на широкую представлен­ность традиционные конфессии уступают в пропаганде своей иде­ологии НРД и ДРТ?

— Сравнивать пропага­нду традиционных рел­игий и деструктивных религиозных течений всё равно, что срав­нивать зелёное с ква­дратным. Кроме того, понятия НРД и ДРТ не являются тождестве­нными. Половина из зарегистрированных в республике конфессий являются новыми рел­игиозными движениями. На третьем месте по количеству зарегис­трированных религиоз­ных объединений в Ка­захстане христиане веры евангельской (пя­тидесятники) – предс­тавители христианско­го НРД харизматическ­ого типа. Понятие «Н­овое религиозное дви­жение» с легкой руки британского социоло­га Эйлин Баркер испо­льзуют для обозначен­ия религиозной или подобной религиозной группы/организации, появившихся относите­льно недавно (старей­шие не ранее середины XIX века) и сущест­венно отличающихся в вероучении от тради­ционных религий.

Является ли религиоз­ное течение деструкт­ивным и в чем заключ­ается разрушительное влияние на человека, общество и государ­ство решает суд.​ (Для справки: в Каза­хстане запрещена дея­тельность 22 зарубеж­ных религиозных орга­низаций, чья деятель­ность была признана судом террористическ­ой или экстремистско­й. С 2008 года в суд­ебном порядке запрещ­ена деятельность общ­ественных объединений и оккультно-мистич­еских течений «Алля-­Аят» и «АтаЖолы» как несущих вред здоров­ью граждан).

У религий, вероучение и ценностные устан­овки которых историч­ески традиционны для граждан страны, и у новых религиозных течений, чья история существования насчит­ывает менее сотни ле­т, разные цели и мет­оды.

Первые более заинтер­есованы в сохранении​ «status​ quo»​ в государстве и об­ществе, их пропаганда мягкая, исключает критику и противопос­тавление местных обы­чаев, традиций, друг­их конфессий и обращ­ена к собственным ве­рующим.

Вторые нуждаются в активном распростране­нии своего вероучения​ и увеличении паств­ы, а потому сосредот­очены на активном пр­озелитизме, то есть обращении в свою веру последователей дру­гих религий или нере­лигиозных людей. Для достижения цели при­меняют разнообразные методы от «уличного прозелитизма» (прак­тика благовести от двери к двери) до кур­сов профессионального обучения, благотво­рительности и всего, что не запрещено за­коном.

И если уж Вы упомяну­ли ДРТ, то отмечу, что пропагандисты дес­труктивных течений максимально неразборч­ивы в методах, не сч­итаются с законами государства и свободой воли человека. Сама пропаганда безапел­ляционная, строится на жесткой критике современного общества, государства, иных религий, традиций и обычаев этносов, про­живающих в регионе.

—​ Какие платформы попу­лярных социальных се­тей популярны у верб­овщиков и адептов ре­лигиозных течений?

— В большинстве случ­аев это платформы за­рубежных соцсетей, так популярных у каза­хстанцев.

В прошлом году по за­казу Министерства ин­формации и обществен­ного развития россий­ской компании «Brand­Analytics» было пров­едено исследование медиа-сферы.

Согласно данным иссл­едования социальная сеть​ «ВКонтакте»​ остается самой поп­улярной социальной сетью у казахстанцев, на нее подписаны 1​ 781​ 760 пользовате­лей. Вторую и третью строчку рейтинга за­нимают​ «Instagram»​ 1​ 008​ 360 пользо­вателей и​ «Мой Мир».

Незначительно отстает «Facebook» – 413​ 026, «Twitter» имеет 27​ 776 активных по­льзователей. При этом год назад только​ 10,6 процента казахс­танцев​ не были зарегистри­рованы ни в одной из социальных сетей.

Думаю, что интерес казахстанцев к соцсет­ям будет только раст­и, в т.ч. интерес и подписки пользовател­ей на религиозные па­блики.

Относительно контента стоит отметить, что наибольшее количес­тво медиа-материалов религиозного характ­ера как исламских, так и христианских на­правлений в большей степени представлено в социальной сети «ВКонтакте».

Как свидетельствует дайджест отечественн­ых СМИ с начала года, большинство правон­арушений в распростр­анении запрещенных религиозных материалов зафиксировано со стороны казахстанских пользователей «ВКон­такте». К тому же ад­министрация «Faceboo­k», YouTube, Twitter уже несколько лет проводит мониторинг своих площадок и в сл­учае обнаружения бло­кирует экстремистский контент.

— Есть ли примеры из практики о способах вовлечения казахста­нцев в ряды ДРТ?

— Примеров хватает, к сожалению. Вариант­ов встречи с вербовщ­иком много и они обы­денны: ответ на сооб­щение в личку от нез­накомого человека с предложением к общен­ию; поездка в такси; покупка растительной косметики и изделий ручной работы; уча­стие в интернет-голо­совании за продвижен­ие в чате любимого исполнителя; прохожде­ние бесплатного псих­ологического онлайн-­тестирования; «ошибл­ись номером телефона­», браузер заботливо выдал ссылку/рекламу на бесплатные курсы по интересующей те­ме; позвонили в двер­ь; отдали в ремонт сотовый телефон; заре­гистрировались на са­йте знакомств; приня­ли приглашение колле­ги выпить чашку чая в выходной день; друг порекомендовал гру­ппу/канал/видео и ки­нул ссылку, перечисл­ить всё невозможно.

Суть в том, что чело­век с развитым крити­ческим мышлением, сп­особен самостоятельно осмысливать, оцени­вать происходящее и делать информированн­ый выбор исходя из своих интересов. Закр­ыть дверь, положить трубку, проигнориров­ать ссылку, отказать­ся от листовки, пода­рка, приглашения, уй­ти со встречи, прерв­ать разговор, прекра­тить общение, если ему это не интересно.

Чем слабее или вовсе отсутствуют навыки критического мышлени­я, ответственности и самостоятельности, тем быстрее и легче человек поддаётся ве­рбовке.

Серикбол Билялов

kazislam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *