В статье 1 раздела 1 Конституции Республики Казахстан говорится, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством».

            Понятие «светское» означает, что государство во всех сферах жизни, в том числе и в религии, обеспечивает свободу совести человека, что религия не вмешивается в государственную политику. Т.е. светскость – это не атеизм или отрицание религии, это правление государства посредством не религиозных, а правовых норм.

            Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил: «Светское государство и общество – это наш исторический выбор. Светскость не значит атеизм. Светскость – это прогрессивное, толерантное, открытое общество. Оказывая поддержку традиционным религиям, мы категорически не приемлем все виды экстремизма».

            Слово «зайырлы» (на рус. «светскость») произошло из арабского слова «захири», означающее «открытый», «ясный», «внешний». Понятие «зайырлы» перекликается с латинскими словами «laicus» («лаицизм»), «saecularis» («секуляризация»): «отделение политики от религии, ее обращение в природно-историческую тенденцию».

            Охват понятия «светскость» довольно широк. В него входят гуманистические ценности, в том числе честь и совесть человека, свобода вероисповедания. Т.е. светскость – это поддержка мировоззренческой свободы человека и в то же время признание разнообразия в духовной жизни общества.

            В современной мировой практике распространены два типа отношений между государством и религией. Первый – государство и религия отделены друг от друга, второй – в государстве дается преимущество либо государственный статус определенной религии (точнее, конфессии или религиозной организации).

Рассмотрим политико-правовой смысл принципа отделения религии от государства по первому типу:

– свобода совести – это не только свобода в выборе религии, а намного шире – мировоззренческий, в том числе не религиозный выбор. Это право выбора государство оставляет за человеком (гражданином) и обязуется согласиться с его выбором, принять и защищать его;

– государство в отношениях с гражданами опирается не на их религиозные взгляды, а на гражданско-правовое положение. Таким образом, ставит гражданские принципы превыше всего;

– государство стремится реализовать равноправие всех религий и граждан;

– государство в своей внутренней и внешней политике не опирается на религиозно-теологические принципы и не руководствуется ими;

– государство и религиозные права отделены друг от друга. При решении общественно-правовых и гражданских вопросов объявляется главенство государства. Действие религиозных прав ограничивается религиозным институтом.

            В связи с разделением государства от религии оно не вмешивается в религиозные дела. В светском государстве все религии равноправны, а также ко всем из них предъявляются равные требования. Государственные органы не участвуют во внутренней жизни религиозных объединений (если не нарушается закон), а религиозные объединения не выполняют государственные функции. Конфессиональные особенности не служат основанием для оказания помощи или поддержки со стороны государства.

            Принцип светскости – отстранение от государства религиозных догм, но не религии от общественной жизни. Система ценностей светскости охватывает культурные феномены, начиная от манеры мышления, привычек человека и заканчивая стилем его одежды. Светскость государства характеризуется не только отделением от религии, но и принятием преимущества другого мировоззрения.

В светском государстве религия имеет свое определенное место. Несмотря на то, что религия отделена от государства, она не отделена от народа, его жизни. Понятие «светскости» свидетельствует о демократичном характере отношений между государством и религией, об обеспечении свободы вероисповедания. Между государством и религией установлены связи, основанные на светских и духовных ценностях.

            Одна из важных характеристик светского государства – мирное сосуществование граждан с разными религиозными предпочтениями. То есть светское государство обеспечивает правовые основы различных отношений в духовной жизни общества.

Мухан ИСАХАН

Перевод Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВОЙ

kazislam.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *