Мы продолжаем цикл интервью с отечественным экспертом Ольгой Гайко о деятельности религиозных объединений и деструктивных течений в Казнете.

— Ольга Александровна что вы можете рассказать о методах вербовки?

— Методы вербовки – это система действий, предпринимаемая организацией для привлечения новых членов. Если мы говорим о методах привлечения в деструктивные организации или группы, то они исторически обусловлены, могут отличаться в разных организациях, и противоположны приемам удержания.

Если мы слышим выражение «вербовщик», то сразу в сознании представляем сурового и беспощадного человека с набором универсальных отмычек «методы вербовки» к Вашей личности, которому невозможно противостоять, но в реальности всё сложнее и тоньше.

Реальный вербовщик очень дружественен по отношению к потенциальному новичку, проявляет живое участие во всем, интересуется вашей жизнью, мыслями, семейными обстоятельствами, увлечениями, страхами, планами на будущее, всем, что интересно и важно для этого конкретного человека. Поддерживает постоянный зрительный контакт при общении (и физический, если встреча произошла в реальности), льстит, осыпает комплиментами и бесконечно восхищается.

Первое впечатление от встречи с вербовщиком будет позитивным: эмоциональная связь, ощущение поддержки, заинтересованность, желание и готовность к новой встрече.

— Какие методы воздействия применяются вербовщиками деструктивных течений по отношению к объектам вербовки?

Методы воздействия различны. После установления контакта, в последующих онлайн или офлайн встречах по мере приобщения к организации/группе могут подключаться методы, хорошо изученные исследователями религиозных культов второй половины прошлого века.

Контроль времени и деятельности — участие в собраниях группы, тренингах, семинарах, чаепитиях, танцах, играх, дежурствах, медитациях, обучении и всевозможных практиках не оставляют свободного времени, сил и лишают возможности осмыслить происходящее.

Информационный контроль – перенасыщение культовой литературой, медиа материалами, при одновременном запрете внешних источников информации, критически отзывающихся о данной группе. Нередко запрет на общение с людьми вне группы/организации, ограничение на разглашение какой-либо информации. Чаще это касается финансовой деятельности группы, финансовых сумм и обязательности пожертвований, особенностей учения «для своих». В результате у новичка снижается возможность критической оценки информированного принятия решения.

Групповое давление – эмоциональная позитивная поддержка, повышение статуса, поощрение от группы в случае согласия и подчинения новообращенного, и наказание, отказ в поддержке в случае несогласия с целями, предписанным порядком действий.

Манипуляции языком, культовый язык – создание новояза, приписывание новых значений привычным словам, заимствования иностранных слов, пресечение разговоров о повседневной некультовой деятельности. По мере усвоения культового языка новообращенному всё сложнее становится поддерживать «праздные» разговоры с людьми вне организации. Увеличивается разрыв в восприятии «мы – они», где своими оказываются члены группы.

Исповедальные сессии – в деструктивных группах/организациях являются обязательными, адептов понуждают к подробному рассказу о грехах действительных и мнимых не только своих, но и близких, знакомых, коллег, руководителей, соседей. Нередко после таких исповедей переживание стыда, вины за совершенное сменяется облегчением. В последствие страх обнародования, клеветы, дискредитации может удерживать новичка от выхода из организации.

Трансовые методики – специальные техники дыхания, влияющие на деятельность мозга за счет перенасыщения или обеднения крови кислородом, медитации, экстатические танцы, ежедневное и многочасовое переписывание или чтение текстов, само или групповой гипноз. Эти методики с одной стороны помогают новообращенному почувствовать себя избранным, а с другой стороны усиливают его внушаемость.

Ограничение рационального мышления, отучение от критического мышления – в организации пресекаются вопросы критического характера и сомнения в вероучении отсылками к «греховной природе человека», «кознями врагов», необходимостью «выйти за пределы рациональности» и «открыться истине». Как следствие новообращенный испытывает вину за недостойные мысли, запрещает себе сомневаться, видя в этом проявление собственной греховной натуры.

Однако, чтобы вербовка состоялась и приемы сработали необходим не столько обученный вербовщик, сколько потенциальный адепт, уязвимый «объект вербовки». Уязвимым человека делают отсутствие или низкий уровень критического мышления и самостоятельного осмысления происходящих жизненных ситуаций, неспособность самостоятельно принимать решение, неготовность нести ответственность за свои действия.

— Как защитить своих близких от вовлечения в деструктивные религиозные течения?

— Рецепт прост, поэтому непопулярен: любовь, разностороннее образование, критическое мышление. Всем нам необходимы внимание, принятие и любовь близких. Особенно тем, кто наиболее податлив к манипуляциям и внушению: детям, пожилым людям, тем, кто переживает утрату, проблемы социального (потеря/смена работы, общественного статуса, социальная несправедливость и т.д.) или личного характера (семейные неурядицы, болезнь, несчастная любовь, развод, отсутствие смысла жизни и т.д.). Если потребность в поддержке, любви, принятии и понимании не реализуется в семье, в кругу близких людей, то со временем потребность не исчезает, только усиливается, а человек становится легкой добычей и сам ищет любую возможность восполнить дефицит.

ТАҒЫ ОҚЫҢЫЗ:  Жанбота Карашулаков: Качественное религиозное образование – гарант стабильности религиозной ситуации

Сейчас в мире по оценкам экспертов существует свыше пяти тысяч религиозных культов, течений, сект и религий. Какие-то из них прекратят существование до конца года и исчезнут, какие-то будут усиливать свое влияние.

Эффективнее и продуктивнее уделять больше внимания не изучению деструктивных культов и контрпропаганде против них (хотя и это необходимо), сколько развитию и популяризации критического мышления. Изучение философии, истории, логики, мировой и национальной культуры является действенной профилактикой экстремизма и терроризма.

Исследование Марка Сэйджмана (Mark Sageman «Understanding Terror Networks», 2004) биографий лидеров международных террористических организаций «Талибан» и «Аль-Каида» выявило удивительную закономерность: среди более 400 человек террористов практически не встречались «гуманитарии», а получившие систематическое религиозное образование террористы составили менее 10%.

Поэтому развивайте навыки критического мышления, анализируйте и проверяйте поступающую информацию на достоверность, используйте инструменты фактчекинга. Будьте ответственны за свой выбор и свою жизнь.

Например, прежде чем записаться в бесплатную религиозную онлайн-школу или курсы по изучению религии, проверьте: где, кем, когда была проведена регистрация школы, сайта; образование и квалификация преподавателей; обязанности и ответственность сторон.

Если преподавание бесплатно, то кто финансирует деятельность этой онлайн-школы или курсовое обучение? В рамках какого подхода, направления будет проводиться обучение? Почитайте отзывы об этой школе, курсах, преподавателях, размещенные на независимых ресурсах. Проконсультируйтесь с независимыми экспертами и профессионалами не аффилированными с этой онлайн-платформой. Если появились вопросы и проблемы, связанные с религиозной зависимостью, необходимо обращаться за консультацией и помощью к специалистам психологам, религиоведам и теологам. Проще говоря, нужно обращаться к квалифицированным специалистам, тогда можно избежать многих проблем.

В каждом регионе Казахстана не один год действуют специализированные центры по вопросам религиозной сферы, куда можно обратиться анонимно. Контакты реабилитационных и исследовательских центров по вопросам религии указаны на страницах управлений по делам религий, внутренней политики.

— Есть ли случаи реабилитации молодых людей, вовлеченных в деструктивную религиозную деятельность посредством соцсетей?

— Подавляющее количество случаев вовлечения в деструктивную организацию, так или иначе, связаны с использованием интернет-ресурсов и социальных сетей. Эксперты еще в 2009 году отмечали, что 80% вербовочного процесса идет «онлайн».

В Казахстане в рамках общегосударственной системы противодействия идеологии религиозного экстремизма и нейтрализации деятельности деструктивных религиозных течений проводится системная работа по обеспечению деятельности центров по реабилитации, дерадикализации и ресоциализации лиц, подверженных влиянию радикальной религиозной идеологии. Успех каждой реабилитации – это результат ежедневной продолжительной (сроки реабилитации, как и вербовки индивидуальны и зависят от многих факторов. Устойчивого результата в среднем можно достичь за 1-1,5 года) работы психологов, религиоведов, теологов, родных и членов семьи и самого пострадавшего. Далеко не все пострадавшие от деятельности деструктивных религиозных течений готовы публично рассказать о своем горьком опыте. Но истории тех, кто согласился, красноречивы.

По некоторым сняты документальные фильмы, передачи. Рекомендую посмотреть документальные фильмы «Цветы в оковах», «Жаза мен нала», «Әділ үкім», цикл видео фильмов «Не от нашего имени» и другие. Это не постановочные видео, а факты из реальной жизни.

Не все истории оканчиваются «хэппи эндом», но они помогают избавиться от мифов и иллюзий и, по большому счету, дают надежду на то, что выход есть всегда.

Спасибо за интервью

Серикбол Билялов

kazislam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *